Радио в Санкт-Петербурге

Радиостанции: динамика с 1998 по 2001 гг.

Радио в Санкт-Петербурге

ДИНАМИКА ЧИСЛА СЛУШАТЕЛЕЙ РАДИОСТАНЦИЙ тыс. жителей Санкт-Петербурга (без пригородов), старше 15-ти лет

СРЕДНЕСУТОЧНАЯ аудитория - оценка числа взрослых (старше 15-ти лет) жителей Санкт-Петербурга (без пригородов), которые в течение суток хотя бы пятнадцать минут слушали станцию. СРЕДНЕНЕДЕЛЬНАЯ аудитория - оценка числа взрослых (старше 15-ти лет) жителей Санкт-Петербурга (без пригородов), которые в течение недели хотя бы раз слушали станцию.

Структура аудиторий радиостанций

СТРУКТУРА АУДИТОРИЙ РАДИОСТАНЦИЙ КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Формирование групп изданий было произведено на основании результатов кластерного анализа. Для анализа использована информация о структуре аудиторий «ГОРТИС» 1998-2001 гг. Структура аудитории каждой радиостанции была представлена следующими характеристиками: доля мужчин в аудитории (), слушатели до 25 лет (), 25-45 лет (), старше 45 лет (), слушатели с высшим или незаконченным высшим образованием (), работающие (), учащиеся и студенты (), пенсионеры (). Процедура кластерного анализа проводилась с использованием программы Windows Statistica. В результате кластеризации радиостанции FM-диапазона можно подразделить на 3 группы

Проанализировав социально-демографическую структуру аудиторий радиостанций каждого из кластеров, мы пришли к выводу, что разделение станций по группам происходит исключительно в зависимости от возраста слушателей. Все остальные характеристики не оказывают серьезного влияния на формирование аудитории радиостанции или являются производными от возраста (например, среди молодежи 16-25 лет значительно выше доля студентов и учащихся и ниже доля работающих, чем среди представителей других возрастных групп). Естественно, существуют исключения в виде узкоформатных радиостанций, у которых на формирование аудитории оказывают влияние иные характеристики (например, «Русский Шансон» и «РОКС» изначально в большей мере были ориентированы на мужчин).

Возраст слушателей является той характеристикой, которая определяет музыкальные вкусы и потребности в информации: «у каждого поколения своя музыка».

В этой связи необходимо вспомнить, что если редакционное содержание газеты может быть ориентировано на широкие слои населения (рубрики и разделы), то радиостанции придерживаются иного подхода. Работа радиостанции подчинена волшебному слову «формат», то есть концепции вещания, которая определяет принципы работы в определенном музыкальном направлении, соотношение в эфире различной музыки и информации. Чтобы «формат» был востребованным, а работа станции успешной, совершенно необходима обширная и достоверная информация о той группе населения, на которую работает станция.

Не углубляясь в рассмотрение особенностей форматов вещания станций, отметим только, что большинство станций работает в трех основных форматах, ориентированных на слушателей различных возрастов: >1. Радиостанции формата CHR (Contemporary Hit Radio или «Радио современных хитов») работают на молодежь 14-35 лет, на их волнах звучат самые современные хиты, сменяемость композиций очень высокая, информационные блоки непродолжительны по времени и выходят не часто. В рамках этого формата существуют разные направления (по музыкальным стилям: мейнстрим, рок-музыка, танцевальная музыка, русская или зарубежная музыка и т.п.).

2. Формат «AC - Adult contemporary» («Радио для взрослых») предназначен для слушателей в возрасте 25-50 лет. Это станции, музыкальную основу которых составляет музыка предшествующих 10-20 лет, «разбавленная» в определенной пропорции современными хитами. Естественно, что в рамках и этого формата существуют разновидности: радио с большей ориентацией на современную музыку, ретро-радио, радио только с русской или зарубежной музыкой и т.п.

3. Формат «News-radio» («Новостное радио») подразумевает, что значительная часть эфира отдается информации и тематическим передачам (не менее 35-40%). Музыкальная составляющая аналогична формату «Adult contemporary». Эти радиостанции работают на более возрастную аудиторию: от 30-35 лет и старше.

«Группировка РАДИОСТАНЦИЙ по структуре читателей»

Три группы радиостанций, полученных в результате кластеризации, не в полной мере вписываются в указанные выше три основных формата. Это связано с тем, что формат «News» в петербургском FM-диапазоне пока освоен очень плохо, большинство радиостанций выбирают для себя более простой (и приносящий более быструю прибыль) путь развития. Две группы соответствуют первым двум типам формата, а третья - нечто среднее между тремя типами форматов.

ГРУППА 1 «МОЛОДЕЖНЫЕ СТАНЦИИ»

Эта группа радиостанций самая малочисленная, но самая стабильная по составу: начиная с 1997 года ее костяк составляют «Максимум» и «RE-Cord». Это две радиостанции, которые открыто заявляют, что работают на молодежную аудиторию от 14 до 35 лет. Периодически к этой группе примыкает радио «ХИТ 90.6», формат которой также ориентирован на молодежную аудиторию. До 1997 года к этой группе относился и «Модерн», но затем радиостанция стала проводить политику, направленную на привлечение слушателей более старших возрастов, и «Модерн» перешел в разряд станций Группы 2.

Радиостанции, входящие в Группу 1 характеризуют два положения: доля молодежи 16-25 лет составляет более 70% аудитории, а доля учащихся и студентов - 45%.

Несмотря на то что радиостанции работают, казалось бы, на одну и ту же аудиторию, серьезной конкуренции между ними пока не существует.

«Максимум» - одна из немногих радиостанций, которая с момента своего появления на берегах Невы придерживается одного формата и не стремится потакать сиюминутным настроениям аудитории. Стабильность формата предопределяет стабильность аудитории (размера и структуры). Формат, в котором работает «Максимум», можно определить как «Rock oriented CHR», то есть радио современных хитов с уклоном на рок-музыку российских и иностранных исполнителей. На протяжении последних 5 лет доля слушателей радио «Максимум» составляет 11-12% от общего числа радиослушателей FM-станций.

«RE-Cord» пробовал работать в разных форматах. В конце 1996 года радиостанция отошла от своего первоначального формата (очень невнятного) и решила работать на самую продвинутую часть молодежи, предоставив свой эфир клубной музыке и модному тогда направлению рейв. Тогда это был, безусловно, удачный шаг, принесший радиостанции желаемую популярность. Но мода прошла, а с ней стала «уходить» и аудитория. В итоге музыкальная политика станции несколько изменилась, продолжая оставаться в рамках выбранного направления «Радио с танцами», «RE-Cord» стал работать на более широкую аудиторию. Его формат – это «Dance oriented CHR», то есть современное хит-радио с ориентацией на западную танцевальную музыку. В последнее время радио стало больше склоняться в сторону мейнстрима. Изменения принесли желаемый результат: в 2000 году среднесуточная аудитория радиостанции впервые преодолела отметку в 100 тыс. чел.

Радио «ХИТ 90.6» в музыке ориентируется на широкий круг слушателей, поэтому на его волнах можно услышать самые последние новинки отечественной и западной музыки разных стилей и направлений. Стремление охватить различные слои слушателей предопределяет постоянную миграцию «ХИТа» из Группы 1 в Группу 2. Когда в эфире преобладают «горячие» хиты - увеличивается доля молодежи, когда большую часть эфира заполняют хиты последних 10-15 лет - становится больше доля слушателей 25-45 лет. Формат «ХИТа» на настоящий момент является самым распространенным в питерском эфире, поэтому преимущество имеют те станции, которые первыми начали освоение рынка («Европа плюс», «Модерн»). Пока «ХИТ» не может составить им реальную конкуренцию. Конкуренция возможна только при наличии некой особенности, «изюминки» эфира, «ХИТ» пытается обрести таковую, создавая имидж «радио для автомобилистов».

Доля радиостанций Группы №1 в общей структуре спроса стабильно держится на отметке в 17-18%. В настоящее время радиостанции Группы 1 охватывают только треть своей потенциальной аудитории (34-36%). С одной стороны, это говорит о том, что у радиостанций есть простор для развития, с другой - указывает на то, что музыкальные запросы молодежи радиостанциями учитываются однобоко. Увеличение доли охвата потенциальной аудитории до 45% в 2000 году совпало с периодом увеличения популярности радиостанции «ХИТ».

В 2001 году конкуренция в данной Группе может обостриться. В январе в эфире появилась новая радиостанция «Студио» (проект Дома Радио «Гардарика»), которая также работает в формате “Dance oriented CHR”, но только с уклоном на отечественную музыку. За первый месяц вещания недельная аудитория этой радиостанции уже составляет не менее 40 тыс. чел.

Обращает на себя внимание тот факт, что за последние полгода аудитория «Европы плюс» и «Русского радио» стала молодеть. За 2000 год доля слушателей 16-24 лет в аудиториях этих двух радиостанций увеличилась с 37-39% до 48%. Если события и дальше будут развиваться подобным образом, то Группа 1 может пополниться сразу тремя новыми станциями, тогда ее доля в общей структуре спроса увеличится с 17% до 44% !

ГРУППА 2 «РАДОСТАНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ»

Радиостанции этой группы ориентированы на молодое население и людей среднего возраста, активно занятых в экономике города. Доля слушателей 25-45 лет составляет около 50% в аудитории (в городской структуре – 32%), доля работающих - 65-83% (в городской структуре – 57%).

В Группу 2 неизменно входят пять радиостанций: «Европа плюс», «Русское радио», «Эльдорадио», «Модерн» и «РОКС». Эти, на первый взгляд, разные станции объединяет то, что они работают в различных направлениях формата «Adult Contemporary», то есть пытаются привлечь одну и ту же аудиторию, но различными способами.

Радиостанции Группы 2 уверенно занимают лидирующее положение в общей структуре спроса: на протяжении последних трех лет их доля держится на отметке 50%. Это означает, что каждый второй слушатель FM-станций слушает хотя бы одну радиостанцию из Группы 2. Уровень охвата потенциальной аудитории составляет 40%. Как уже было сказано выше, в 2001 году в составе Группы 2 могут произойти серьезные изменения, связанные с переходом в разряд молодежных радиостанций «Европа плюс» и «Русское радио». Если такое произойдет, то доля Группы 2 в общей структуре спроса снизится до 21%.

В 2000 году в Группу 2 из Группы 3 перешла радиостанция «Петербург-Ностальжи». Этому предшествовали глобальные изменения, произошедшие на радиостанции осенью 1999 года. Тогда у станции сменился владелец, а новое руководство предприняло серьезные шаги к возвращению «Ностальжи» былой популярности. Станция отошла от формата «ретро», в ее эфире стало звучать больше современных хитов и меньше французской музыки, у которой оказалось недостаточно много поклонников в Петербурге. Результат не замедлил себя ждать - в 2000 году аудитория «Ностальжи» увеличилась в 1.5 раза. По своему нынешнему состоянию «Ностальжи» должна надолго застолбить свое место в Группе 2.

В формате «Current based Adult Contemporary» (популярная современная музыка, разбавленная лучшими образцами музыки 80-90-х годов) работают четыре радиостанции: «Европа плюс», «Модерн», «Ностальжи» и «Эльдорадио». И если на первых двух в эфире звучат как иностранные, так и русские хиты, то на «Эльдорадио» - исключительно иностранная музыка, а на «Ностальжи» - преимущественно иностранная. Вероятно, что именно этот факт предопределил в аудитории «Эльдорадио» и «Ностальжи» высокую долю слушателей с высшим или неоконченным высшим образованием (68% против 42% у остальных радиостанций).

«Модерн» на протяжении последних четырех лет пребывал в непростом положении: аудитория снижалась, но станция пыталась преодолеть это путем изменения программной политики. «Модерн» давно стремился отойти от имиджа «молодежной» радиостанции и привлечь на свои волны слушателей старше 25 лет. Одновременно в это же время «Модерн» налаживал свою региональную сеть вещания, став первой петербургской радиостанцией, имеющей широкую сеть филиалов по России. В 2000 году аудитория у «Модерна» прекратила снижаться, а к концу года даже несколько возросла.

«Европа плюс», наоборот, после неудачных 1997-1998 годов сделала ставку на молодежь, что нашло свое отражение в изменении структуры аудитории и росте популярности.

В начале этого года у радиостанций Группы 2 появился новый конкурент в лице московской станции «Монте-Карло». Ее формат - нечто среднее между «Эльдорадио» и «Максимум», но в эфире звучит только иностранная музыка.

В формате «Russian Current based Adult Contemporary» (только русские популярные современные песни, разбавленные лучшими образцами музыки 80-90-х годов) в Петербурге работают две радиостанции – «Русское радио» и «Балтика». Но если «Русское радио» стабильно входит в Группу 2, то «Балтика» постоянно перемещается из Группы 3 в Группу 2. Различия предопределяются подходом к музыкальному и информационному наполнению эфира. На «Русском радио» звучат преимущественно современные хиты, а информационные блоки занимают небольшое место в эфире (5 минут в начале каждого часа). На «Балтике» больше места уделяется хитам предыдущих лет, а информационная служба – одна из самых профессиональных в городе. Как было сказано выше, формат «Русского радио» уже нечто среднее между АС и СHR, поэтому в ее аудитории становится больше молодежи. В аудитории «Балтики» каждый пятый слушатель находится в возрасте 45 лет и старше, тогда как среди слушателей «Русского радио» их в 2 раза меньше.

«РОКС» стоит несколько особняком в этой группе, так как работает в узком формате «рок музыки». Формат станции изначально ориентирован в большей мере на мужскую аудиторию, поэтому закономерно, что среди слушателей «РОКСа» более 85% - мужчины.

ГРУППА 3 «РАДОСТАНЦИИ ДЛЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА»

Радиостанции Групп 2 и 3 объединяет то, что в структуре их аудитории доля слушателей 25-45 лет составляет около 50%. Различия заключаются в распределении остальных 50% слушателей. Если радиостанции Группы 2 охотнее слушает молодежь (40% в аудитории 16-25-летних), то радиостанции Группы 3 – люди старшего возраста (35-40 слушателей старше 45 лет). Станции, объединенные в Группу 3, характеризует высокая доля слушателей старше 45 лет (35-40% в аудитории) и работающих - 75-80% (в городской структуре 57%). Основу Группы 3 составляют две старые радиостанции («Русский Шансон» и «Мелодия») и две новые («Радио Шансон» и «Ретро»). Как становится понятно уже из названий этих станций, они относятся к двум форматным группам (самым успешным за последние 3 года). «Мелодия» и «Ретро» придерживаются «ретро-стиля» («Oldie based Adult Contemporary»). На их волнах звучат преимущественно советские мелодии 60-80-х годов, иногда разбавленные лучшими образцами начала и середины 90-х. Хотя станции ориентированы на слушателей 25-50 лет, ядро аудитории составляют петербуржцы 35-55 лет (60-70%). Станции формата «ретро» неизменно пользуются высокой популярностью среди населения, так как желание вспомнить «молодость» свойственно каждому: и мужчинам, и женщинам. До 2000 года к этой же группе «ретро-станций» с полным правом относилась радиостанция «Ностальжи». После того, как ее формат изменился – увеличилась доля современной музыки – «Ностальжи» перешла в Группу 2. «Русский Шансон» и «Радио Шансон» - узкоформатные станции, эфир которых базируется на авторской, бардовской и блатной музыке. Целевая аудитория – мужчины 35-55 лет. Среди слушателей много рабочих (особенно водителей и шоферов), работников торговли и сферы обслуживания, руководителей, военнослужащих и охранников. Появление «Русского Шансона» и освоение им новой ниши – наглядный пример того, что при должной организации дела узкоформатная станция может быть успешной. На протяжении трех последних лет у этой радиостанции неизменно увеличивался размер аудитории, и ее по заслугам можно назвать одной из самых успешных станций 1998-2000 годов. С 1998 года «Балтика» переживает спад аудитории, сопровождающийся структурными изменениями, следствием чего стали ежегодные миграции «Балтики» из Группы 3 в Группу 2. Сейчас радиостанция пытается исправить положение и ищет оптимальный путь изменения программной политики. Доля радиостанции Группы 3 в общей структуре спроса составляет 34%. Уровень охвата потенциальной аудитории - всего 30%, следовательно, простор для новых станций - открыт. Основные выводы из проведенной кластеризации радиостанций таковы. Деление радиостанций FM-диапазона Петербурга на группы стабильно. Основной критерий разделения станций – возраст слушателей и их музыкальные предпочтения. Стабильность положения радиостанции обеспечивается только приверженностью выбранному формату («Максимум», «Мелодия», «Русский Шансон», «РОКС»), серьезные отклонения от выбранного курса грозят снижением аудитории и изменением ее структуры. Каждый из трех сегментов рынка освоен не более, чем на 40%, что открывает большие возможности для новых проектов. ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛА СЛУШАТЕЛЕЙ ГРУПП общей аудитории вещательных станций в Санкт-Петербурге

НЕКОТОРЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РАДИО-РЫНКА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

1991-1993 года. Период становления радиорынка Петербурга. На долю трех радиостанций («Европа плюс», «РОКС» и «Радио «Балтика») приходится более 90% аудитории FM и УКВ диапазонов. «Европа плюс» занимает лидирующее положение в этой тройке по размеру аудитории. Конкуренция между станциями практически отсутствует, рынок ненасыщен. Осенью 1993 года в Петербурге начинает работу радиостанция «Модерн».

1994 год. Начало восхождения «Модерна», который за год сумел занять третью строчку в рейтинге популярности, обогнав «РОКС». Лидер - «Европа плюс», вторая строчка – за «Радио «Балтикой». Осенью начинает вещание на Петербург «Максимум».

1995 год. Период наиболее экстенсивного развития радиорынка. В городском эфире серьезно заявляют о себе новые радиостанции – «Максимум», «Ностальжи», «RE-Cord». Набирает обороты «Модерн». По результатам года, безоговорочный лидер – «Европа плюс», второе-третье места попеременно разделяют между собой «Радио «Балтика» и «Модерн». Четвертое место – за радио «Максимум», которое планомерно занимает свою нишу. «РОКС» сдает позиции.

1996 год. Музыкально-коммерческое вещание в Петербурге отметило свое пятилетие. Рынок прошел стадию быстрого роста, в эфире города работают 12 разноформатных станций, однако, рынок еще далек до насыщения. Стремительный взлет популярности «Модерна» и «Радио «Балтика», которые по размеру аудитории догнали «Европу». Весь год проходит под знаком «троевластия»: первые места в рейтинге занимают «Радио «Балтика», «Модерн» и «Европа плюс». В конце года началось снижение аудитории у «Европы плюс». Начали работу в эфире «Эльдорадио» и «Русское радио».

1997 год – «Трио» лидеров питерского FM-диапазона «развалилось», т.к. «Радио «Балтика» стала единоличным лидером по числу слушателей вещательных станций. У «Модерна» начинается снижение популярности, продолжается спад у «Европы плюс». На подъеме «Русское радио» и «Эльдорадио», успешно развивается станция «RE-Cord». Начали работу в эфире «Мелодия» (первоначально под названием «Ретро-канал») и «Русский Шансон».

1998 год – «Радио «Балтика» по-прежнему лидер эфира. Второе место – «Эльдорадио» и «Русское радио». На подъеме «Максимум», «Мелодия» и «Русский Шансон». «Модерн», хотя и продолжает входить в пятерку лидирующих радиостанций, «пикирует». В конце года начинается снижение аудитории у «Радио «Балтика». В мае начинает работу в эфире «ХИТ 90.6».

1999 год– «Радио «Балтика» сдает «майку лидера» «Европе плюс». «Европа плюс» – самая слушаемая станция. «Мелодия» входит в пятерку ведущих станций по числу слушателей. Взлет «Русского Шансона». «РОКС» и «RE-Cord» выходят из кризиса, начинается новый этап в развитии этих радиостанций. Продолжается спад у «Эльдорадио» и «Модерна». Начинается активное освоение информационного вещания - в FM-диапазоне начинают работать «Северная Столица» и «ЭХО Петербурга». Открывается две узкоформатные радиостанции: «Эрмитаж» (джазовая и блюзовая музыка) и «Ретро» (третья станция в городе, работающая в формате «ретро»).

2000 год – «Европа плюс» занимает первое место в рейтингах, но все уже не так безоблачно. Продолжается спад у «Радио «Балтика» и «Модерна». Летом сменили частоту вещания ряд радиостанций. «Русское радио» перешло на 107.8FM, а на ее бывшей частоте 104.4FM стало работать новое «Радио Шансон». Пока обе станции, работающие в формате «Шансон», успешно сосуществуют в эфире. Благодаря изменениям в формате, существенно увеличилась аудитотрия у «RE-Cord”a». В конце года начали работу две новые станции, претендующие на высокие места в рейтинге - «Студио» и «Монте-Карло».

Дата публикации: 18.10.2002

Молодые менеджеры готовят "Радио Модерн" к прорыву

После смерти 40-летней Тамары Людевиг, руководившей <Радио Модерн> с момента основания, его генеральным директором стал Леонид Кукушкин. 23-летний Леонид Кукушкин (ушел из жизни 24.02.2011.) - выпускник коммерческого факультета Университета экономики и финансов. Фактически управление радиостанцией он осуществляет совместно с председателем правления - 24-летним Сергеем Николаевым, выпускником ЛИТМО. Их сотрудничество началось в 1992 году, когда было создано радио <Новый Петербург>, которое год спустя было переименовано в <Радио Модерн> и стало частной компанией. Кукушкину и Николаеву принадлежит 51% акций радиостанции. Если предыдущие годы станция посвятила созданию имиджа и техническому совершенствованию, то теперь главная задача - расширение аудитории. С осени 1995 года <Модерн> зазвучит в десяти городах России - для этого практически подготовлены техническая база и штат сотрудников. Дальнейшая перспектива - охват сорока российских городов. <Радио Модерн> всегда так работает - нагло, быстро и вперед>, - говорит Сергей Николаев, одновременно являющийся генеральным директором компании <Модерн-финанс>, которая вместе с радиостанцией, компаниями <Модерн-клуб> и <Модерн-моделс> входит в холдинг. <Расширение эфира - это другой уровень затрат, но и другой уровень доходов>, - говорит Леонид Кукушкин. В свободную минуту руководители радиостанции играют друг с другом в шахматы. Овладевают японской игрой <Го>, которая появилась на радио благодаря консультанту школы психологии менеджмента Южнокалифорнийского университета, приглашенному на станцию.

«Деловой Петербург» № 55 (128) 1 августа 1995

Радио "Модерн"

За два с половиной года существования «Модерн» вышел на первое место среди питерских радиостанций (в большинстве рейтингов он делит первенство с московской «Европой Плюс»). Сегодня радиостанция вещает 24 часа в сутки и имеет наполняемость рекламы 4-6 минуты в час (тоже лучший результат среди петербургских станций). За все время своего существования «Модерн» учредил несколько дочерних компаний. «Модерн-4» — одна из первых финансовых компаний города, которая стала заниматься фьючерсными контрактами. «Модерн-клуб» — магазин, торгующий бытовой техникой и высококачественными компакт-дисками. «Модерн-моделз» — агентство манекенщиц. «Модерн-трио» — струнное трио, играющее классическую музыку. Кроме того, есть продюсерская студия музыкально-развлекательных TV-программ «Полный Модерн». В настоящий момент находится в верстке первый номер «Модерн-газеты».

Газета «Коммерсантъ» № 46(1004) 21 марта 1996

Из интервью с председателем правления АО "Модерн" Сергеем Николаевым:

-Складывается впечатление, что «Модерн» — это холдинг, объединяющий разные коммерческие структуры. Так ли это?

— Трудно сказать определенно. Все-таки «Модерн» — это прежде всего радио, и не будь его, не было бы ничего другого. Все заработанные деньги (позволившие не только процветать самой радиостанции, но и дать жизнь другим начинаниям) — чистые, «радийные», мы не получили ни цента с Запада и не отмыли ни копейки «криминальных» российских денег. C другой стороны, сейчас существуют уже шесть дочерних предприятий, и в этом смысле АО «Модерн» становится холдингом. Я иногда ловлю себя на мысли, что мы недооцениваем скорость роста собственной компании. Одним словом, еще не время собирать камни, пока мы их только разбрасываем. Образование дочерних фирм вокруг «Модерна» — это не осуществление какого-то масштабного стратегического плана, рожденного в стенах кабинета. Это спонтанный процесс, являющийся следствием инициатив молодого азартного коллектива или притяжения к нему идей и людей извне, которые, приходя в «Модерн», ощущают на себе его заразительную, побуждающую к действию энергетику. Наш главный принцип — постоянное развитие, и возможно, именно развитие, а не накопление капитала есть смысл и суть нашей деятельности, по крайней мере на этом этапе.

— В Москве четырнадцать радиостанций в FM-диапазоне, и все местные. В Петербурге же станций восемь, но только половина из них петербургские, а половина — московские. Почему вы вещаете в Архангельске и не вещаете в Москве?

— Мы тоже часто задаем себе этот вопрос. И если бы эфирное пространство было неограниченным, то первым городом нашей спутниковой сети стала бы Москва. Но, к сожалению, набор частот там узок, и каждая новая достается ее владельцу с большим трудом. Однако мы не теряем надежды и, более того, имеем наглость хранить уверенность, что рано или поздно будем вещать в Москве. Какая же спутниковая сеть без Москвы, а Москва без программы «Модерн»? Это, конечно, шутка (хотя и не без доли истины). Если серьезно, мы уже участвовали в двух конкурсах на право вещать в столице. И последний конкурс, хотя и не принес окончательной победы, вселил уверенность, что она близка. По его результатам мы получили четвертое место в рейтинге четырнадцати радиостанций-претендентов после московских «Радио-1», «Эхо Москвы» и «Авторадио». А это значит, что при получении новых частот первыми будем мы.

— Как воспринимают вас в тех городах, где уже началось вещание через спутник?

— Вы знаете, хорошо. Мы убедились, что сложившийся формат программы «Модерн» правильный и нужный. Мы чувствуем, что нас слушают если не с любовью, то с интересом. Мы знаем, что такого радио больше нет нигде. Несмотря на издержки, неизбежные при нашей концепции «почти полной свободы ди-джея». Ну что ж, у каждого свои недостатки. Ведь говорят же, что любят не за, а вопреки. О коммерческих результатах говорить пока рано, прошло слишком мало времени с начала вещания, хотя некоторые наши региональные филиалы уже близки к окупаемости текущих затрат.

Газета «Коммерсантъ» № 46(1004) 21 марта 1996

"Модерн" вышел на космическую орбиту

Петербургская радиостанция «Модерн» первой из музыкальных станций Петербурга перешла на спутниковое вещание. В феврале этого года ее голос услышали в Туле, Краснодаре, Архангельске и Северодвинске. Появление в этих городах петербургской радиостанции сопровождалось мощной рекламной кампанией, на магистралях и остановках были установлены щиты с логотипом «Модерна», большую информационную поддержку оказали местные радио и телевидение. В ближайших планах радиостанции — начало вещания в Петрозаводске, Перми, Челябинске, Выборге. Более того, «Модерн» участвовал в конкурсе на право покупки лицензии на вещание в Москве. Столь агрессивная маркетинговая программа «Модерна» может вывести эту, в сущности, провинциальную станцию в число лидеров российского радиобизнеса.Акционерное общество «Модерн» было учреждено в 1992 году. 50% акций АО принадлежит ГТРК «Петербург 5-й канал», 50% — четырем студентам петербургских технических и экономических вузов, а также одному из музыкальных редакторов ГТРК Тамаре Людевиг. АО производило рекламно-информационную программу «Золотая рыбка». ГТРК получала половину прибыли от продажи рекламного времени, предоставляя «Модерну» свое оборудование. В период, когда директором ГРТК был Виктор Югин, АО «озвучивало» радиоканал «Новый Петербург» — 12 часов радиоэфира в день, наполненных информацией, современной музыкой и рекламой. Программа просуществовала до декабря 1992 года. Команда Беллы Курковой, сменившая Югина, заявила, что не несет ответственности за деятельность прежнего руководства и никакие договоры, заключенные с «Модерном», выполнять не собирается. В январе 1993 года «Модерн» выкупил 50-процентный пакет своих акций у ГТРК «Петербург 5-й канал» и остался без эфира. В июле того же года АО получило лицензию на право вещания в FM-диапазоне на частоте 104 МГц, и в октябре радиостанция «Модерн» вышла в петербургский эфир.

Актерское радио

На начальном этапе своего существования «Модерн» старался соблюдать жесткие рамки вещания: хиты — информация — хиты, а уже добившись некоторого признания, «допустил» в эфир больше свободы. Как правило, коммерческие радиостанции делают ставку на собственное имя. Другими словами, рекламируют в эфире самих себя, рассказывая о характере радиостанции, который в основном складывается из определенной музыки и информации. Заранее формируются так называемые плей-листы, и ди-джеям отводится роль чтецов. Радио «Модерн» намеренно не записывает плей-листов, эфир отдан на откуп ведущим, которые практически и делают программу. Радиостанция вкладывает деньги в людей, которые в ней работают. Планомерное раскручивание имен в прессе и на телевидении позволило «Модерну» стать «актерским» радио — радио, которое включают для того, чтобы услышать любимого ди-джея. В рейтинге популярности, составленном петербургской исследовательской фирмой «Экро», вторым после Ксении Стриж стоит имя Дмитрия Нагиева — ди-джея «Модерна». В первой десятке — еще четверо ведущих «Модерна». Каждый из двенадцати ведущих «Модерна» имеет авторскую программу, и для каждого ди-джея характерен свой стиль ведения эфира. Причем «распределение ролей» настолько четко, что персонажи-ведущие подчас являются драматургами совершенно разных пьес. Разухабистому, а порой и фривольному Дмитрию Нагиеву противопоставлен спокойный интеллектуал Виктор Енишевский, игривой и неунывающей Алле Довлатовой — сдержанная и лиричная Яна Ермолаева. Благодаря такой эклектике «Модерн» имеет почитателей у самой разной аудитории. Примечательно, что во внутреннем рейтинге радиостанции лучшими считаются совершенно разные программы: «Радио-рулетка» (игра на деньги спонсора в одном из казино — ставки делаются радиослушателями по телефону), «Шизгара» (ретро-программа, построенная на воспоминаниях известных людей), «Знаете ли вы что-нибудь?» (радиотесты по выяснению IQ позвонившего слушателя), «Хит-модерн» (концерт по заявкам), «Nokia-Еврохитпарад» (европейский проект обмена национальными хитами, в котором «Модерн» представляет Россию). В эти программы, соответственно, идет и больше всего рекламы.

Выход за пределы петербургского эфира

Технический отдел радиостанции разработал так называемую джингловую машину — специализированный компьютер, врезающий местную рекламу в региональный эфир. Новая разработка позволяет автоматически синхронизировать в эфире региональные рекламные ролики и музыку. Все другие российские радиостанции проводят эту работу вручную, что порой приводит к досадным накладкам. Благодаря использованию новой технологии «Модерна» работа оператора сводится к минимуму — переписать в память машины рекламные ролики и указать, в каком блоке они должны звучать. По сигналу головного компьютера во всех регионах, входящих в сеть радиостанции, рекламные ролики аккуратно врезаются в базовую программу. Новая разработка позволяет значительно сократить расходы на оборудование региональных филиалов «Модерна». Фактически можно ограничиться одной джингл-машиной. Опередить конкурентов в техническом отношении «Модерну» позволил факт… его опоздания. Дело в том, что изобретение «Модерна» основано на технологии, которой во времена запуска сетевого вещания «Европы плюс», например, еще не было. Инженеры-программисты «Модерна» начали сочинять свою программу, имея на руках лишь описание еще не вышедшего микропроцессора. Перебрав различные операционные системы, разработчики джингл-машины отдали предпочтение последней на тот момент операционной системе Windows NT. Соответствующим образом запатентовав свою новую разработку, «Модерн» теперь намерен продавать джингл-машины, одновременно расширяя свою техническую базу. Работа в регионах ведется по двум принципиально отличным направлениям. Первое — создание в провинции филиала со 100-процентным капиталом акционерного общества «Модерн». Поначалу штат филиала состоит всего из одного сотрудника, который выполняет функции оператора джингл-машины. С местными рекламными агентствами заключаются либо агентские договоры, либо договоры купли-продажи рекламного времени. Второй вариант сотрудничества с регионами предполагает принцип франчайзинга: «Модерн» продает партнеру базовую программу, технологию, оборудование и право использования имени радиостанции. При этом партнер на время действия договора с «Модерном» получает всю прибыль от деятельности радиостанции.

АРИНА Ъ-РАДИОНОВА, Газета «Коммерсантъ» № 46(1004) 21 марта 1996

"Радио-Модерн" осваивает московский эфир

С этой недели радиостанция «Модерн» начала пробное вещание в Москве. Это первая петербургская станция, решившаяся на такой шаг. Сейчас идет наладка технической части обеспечения регулярного эфира в Москве. «Модерн» уже ведет вещание в Архангельске, Туле, Петрозаводске, Краснодаре, Перми.

«Деловой Петербург» № 41 (210) 14 июня 1996

Чем живет современное радио?

Cовременный - одно из значений слова «модерн». Словарь русского языка

Тишина в жизни человека давно канула в небытие. На ее место пришло радио - самое дешевое, общедоступное и универсальное средство массовой информации.

Его слушают все и повсеместно: просыпаясь и засыпая, дома и в автомобиле, на работе и на отдыхе. Мы встаем под бодрящую утреннюю радиопрограмму, завтракаем под сводки свежих новостей, едем в автомобиле на службу и возвращаемся с нее под коктейль из музыки и информации о дорогах и засыпаем под мелодичные вечерние программы для полуночников.

С момента своего появления в эфире наибольшей популярностью у слушателей пользуются FM-радиостанции. Разнообразная музыка, остроумие ведущих, интересная информация в сочетании с высоким качеством звука и возможностью заказать любимую песню или выиграть приз привлекают огромную аудиторию. Для многих представление о работе радиостанции на этом и заканчивается, хотя эфир - только надводная часть айсберга этого живущего по своим законам бизнеса.

Рис.1 - Дмитрий Нагиев в студии и на съемках программы «Осторожно, Модерн!»

На долю радиостанций приходится примерно 8-15% оборота рекламного рынка, что ставит их количество в каждом конкретном городе в прямую зависимость от развитости данного рынка. Сейчас в России на один город c населением более 300 тыс. человек приходится в среднем 3-4 радиостанции. Чем больше радиостанций в городе, тем сильнее в борьбе за аудиторию конкуренция, которая постепенно переходит в программно-техническую «гонку вооружений» и ведет к разделу радиостанций на «сильные» и «слабые». В такой ситуации простого выхода в эфир недостаточно - получение даже незначительной аудитории требует от молодой радиостанции серьезных финансовых и организационных усилий. Доступность же спутниковых каналов связи предоставила «монстрам» радиоэфира заманчивую возможность перевести усилия по увеличению аудитории из жестких рамок одного города на широкие и еще не освоенные, с точки зрения радио, просторы страны.

Организация сети ретрансляционных станций - заманчивый, но в то же время длительный и дорогостоящий проект, который под силу далеко не каждой радиостанции. Успешность проекта напрямую зависит от степени доступа к финансовым и информационным ресурсам, и поэтому построением ретрансляционных сетей в основном занимаются московские радиостанции, находящиеся в финансовом и информационном центре страны. Интересным исключением является петербургская радиостанция «Модерн», о планах которой наш журнал писал в самом первом номере.

Рис.2 В студии на Дворцовой площади Наталия Маркова.

В октябре 1993 г. «Радио Модерн» первой из петербургских FM-радиостанций вышло в местный эфир и начало конкурировать с ретранслировавшимися из Москвы «Европой плюс», радио «Рокс» и радио «Максимум». Привлечь внимание слушателей, а позже и выйти на лидирующие позиции в Санкт-Петербурге позволила оригинальная, эпатирующая стилистика ведения эфира, построенная на индивидуальных качествах ведущих. Дух свободы, царящий в эфире «Радио Модерн», не позволяет относиться к радиостанции, как к «музыкальным обоям», и вызывает у слушателя постоянный интерес к происходящему. Кроме этого, ди-джеи «Радио Модерн» - профессиональные актеры, звезды, популярные в шоу-бизнесе Петербурга и других городов вещания. Слушатели «Радио Модерн» - это взрослое население от 16 до 45 лет с доходом от $100 на члена семьи, занятое в разных сферах бизнеса, составляющее, по различным оценкам, не менее 15% (400 тыс. человек) от общей аудитории радиослушателей Петербурга. По оценкам независимых исследовательских фирм, доля высокодоходного населения (с доходом более $500 на члена семьи) в составе слушателей «Радио Модерн» более чем в 1,5 раза превышает аналогичные показатели любой другой коммерческой радиостанции в FM-диапазоне Петербурга. По исследованиям, проводимым маркетинговой службой Корпорации General Satellite, наибольшей популярностью у владельцев спутниковых приемных систем пользуется «Радио Модерн». С точки зрения западной классификации форматов радиостанций, «Радио Модерн» находится ближе всего к формату CHR (Contemporary Hit Radio - средняя ротация песен - 2000 в месяц, музыка из хитов последних 5-6 лет, возраст аудитории - от 19 до 38 лет), хотя напрямую использовать эту классификацию применительно к российским радиостанциям нельзя.

История «Радио Модерн» - это постоянный и небезуспешный поиск новых средств самовыражения. Телевизионная комедийная программа «Осторожно, Модерн!», транслируемая в настоящее время по телеканалу СТС, стала призером Второго Фестиваля Российских региональных телерадиокомпаний. Первой в компьютерной сети Internet русскоязычной стереопрограммой, «вживую» транслируемой с помощью режима RealAudio, была программа «Радио Модерн». Акция «104 часа», проведенная радиостанцией в феврале 1997 г., явилась первой в России демонстрацией «живого» радио - в течение 104 часов петербуржцы имели возможность наблюдать студию «Радио Модерн», работающую прямо в центре города. Популярная на многих радиостанциях эфирная игра «Радиорулетка», в которой слушатель, не выходя из дома, может сделать ставку в казино и выиграть, впервые появилась в эфире «Радио Модерн». В номинации «Лучшая радиостанция сезона 1997-98 года» радиостанции была присвоена первая профессиональная премия музыкальных масс-медиа Санкт-Петербурга - «Мастер-Ключ».

Осенью 1994 года активная рыночная политика, проводимая «Модерном», привела компанию к изучению возможности выхода на спутниковое вещание. «Московский» опыт подобных проектов уже в первом приближении оказался неприменим. Во-первых, оборот рекламного рынка Петербурга в десять раз, а цены на рекламу - в три-четыре раза ниже, чем в Москве. Во-вторых, в Петербурге практически отсутствуют национальные и транснациональные компании, которые являются основным потребителем сетевой рекламы. И, в-третьих, в Петербурге, в отличие от Москвы, практически нет собственных общероссийских средств массовой информации, необходимых для рекламной поддержки расширения сети. Таким образом, «московская» стратегия франчайзинга (предоставление в использование программы), построенная на доходах от общесетевой рекламы, не могла быть использована петербургской радиостанцией, и ей требовалась принципиально другая коммерческая стратегия. Она была найдена после тщательного изучения западного и российского рекламного бизнеса, которое показало, что до 80% оборота рекламного рынка города приходится на деньги местных рекламодателей, и только оставшуюся часть дают столичные и иногородние. Компания решила, что она будет создавать сеть собственных ретрансляционных станций, и полученный таким образом доступ к региональным рекламным рынкам даст ей возможность с лихвой компенсировать все «неудобства», связанные с построением сети из Петербурга.

Ретрансляционная станция, получая от центральной высококачественный и относительно недорогой (по сравнению с его производством на месте) программный продукт, раскрученную торговую марку и рекламную, техническую и технологическую поддержку, имеет хорошие шансы в конкурентной борьбе с местными станциями. Одной из основных целей проекта стала минимизация затрат на создание и эксплуатацию ретрансляционной станции. Значительный ресурс экономии обнаружился при проектировании студии, выпускающей в эфир местную рекламу и информационные программы. Надо сказать, что к этому времени «Радио Модерн» уже располагало цифровой автоматической системой подачи в эфир звуковой информации собственной разработки.

На ее базе была создана система автоматизированной синхронизации вывода в эфир местной информации - джингловая машина, которая, выполняя свою основную функцию, оказалась мощным средством экономии затрат местной станции. Отпала необходимость в приобретении выпускающей студии (вся система умещается на обычном столе и устанавливается на территории передающего центра в непосредственной близости от передатчика). Система не требует обслуживания, а для того чтобы она работала, нужно записать в нее рекламный ролик (или другую информацию) и расставить в расписании время его выхода (максимально - на месяц), после чего трансляция ролика будет производиться автоматически.

Рис. 3 В открытой студии «104 часа» Алиса Шер.

Система построена на базе персонального компьютера PC/AT Pentium, оснащенного операционной системой Windows NT, несколькими звуковыми платами, платой контроля работы и звуковой базой данных, содержащей расписание выхода роликов в эфир и сами ролики, записываемые на жесткий диск компьютера. Базовая программа «Радио Модерн», транслируемая из центральной студии через спутник, содержит старт-коды - команды на выход местной рекламы и «пустые» места для местной рекламы, во время которых звучит музыкальная «подкладка». Зафиксировав прохождение старт-кода, плата контроля работы обращается к звуковой базе данных. Если в расписании выхода рекламы есть ролик, время выхода в эфир которого совпадает со временем фиксации старт-кода, он выводится в эфир. Если в расписании на это время ничего нет, в эфире звучит «подкладка». Кроме основных функций, у джингловой машины есть сервисные, позволяющие контролировать уровень сигнала базовой программы, управлять приемным оборудованием, хранить статистику выхода рекламы в эфир, получить по модему файл отчета о работе.

Основной же задачей была организация в городах вещания продажи рекламного времени. Самым удачным решением было нахождение путем практического отбора в городе одного крупного рекламного агентства, готового ежемесячно производить закупки определенных объемов рекламного времени, и предоставление ему эксклюзивных прав на его продажу рекламодателям. Изучение текущего состояния рекламных рынков некоторых городов России показало, что агентства, способные работать по такой схеме, есть не во всех городах. В связи с этим было разработано два дополнительных решения - работа с несколькими агентствами по принципу агентских вознаграждений и создание собственного отдела продаж, каждое из которых могло быть применено уже в зависимости от сложившейся ситуации в конкретном городе.

Одним из серьезных «неудобств» построения сети из Петербурга было отсутствие операторов спутниковой связи, что вынуждало для трансляции программы на спутник доставлять ее в Москву с помощью наземных средств связи. В качестве орбитального ретранслятора был выбран ИСЗ «Интелсат»- 604 (60° в. д.), обеспечивающий одновременно высокую мощность сигнала и стабильность его приема наземными средствами. А для осуществления передачи базовой программы «Радио Модерн» на спутник и ее приема ретрансляционной станцией у фирмы ComStream (США) - закуплено оборудование, работающее в самом современном цифровом стандарте сжатия звуковой частоты - ISO/MPEG Layer II (MUSICAM).

Вооруженное качественной программой, экономичной технологией и оригинальной коммерческой стратегией, в начале 1996 года «Радио Модерн» приступило к освоению региональных рынков - 16 января одновременно были «запущены» Архангельск, Краснодар и Тула, в течение нескольких месяцев к ним присоединились Петрозаводск и Пермь, и уже летом началось вещание в Сочи.

Рис. 4 В эфире «Радиорулетка».

Промежуточный итог такой экспансии стало возможным подвести к осени 1996 года, когда коммерческая деятельность в основной массе городов стала давать стабильные показатели. В Туле рекламное агентство «Времена года» успешно справилось с функцией эксклюзивного «продавца» рекламного времени, в Сочи начинал, а в Краснодаре и Петрозаводске уже функционировали местные отделы продаж, а в Архангельске и Перми над созданием таковых успешно работали командированные из Петербурга специалисты.

Анализ восьми месяцев работы показал, что проект развивается по экстенсивному пути - решение вопросов по отбору сотрудников для рекламного отдела, их обучение, консультации по текущим вопросам, проведение PR-акции, ведение отношений с рекламными агентствами увеличивали эффективность работы отделов продаж, но с каждым днем на это требовалось все больше и больше времени. В это же время произошло резкое уменьшение денежных средств на петербургском рекламном рынке, который был источником финансирования проекта. Произведенный расчет показал, что сохранение наметившихся тенденций в ближайшее время может привести к кризису как в управлении, так и в финансировании проекта и поставить под сомнение его успех. Единственно возможным выходом из сложившейся ситуации был перевод проекта на интенсивный путь развития - возврат к сотрудничеству с единственным рекламным агентством, ведущим «эксклюзивную» продажу рекламного времени.

С одной стороны, имеющийся опыт работы и высокая популярность «Радио Модерн» во всех городах вещания давали хорошие шансы на успешное решение этой задачи. С другой стороны, были сомнения, что, образно выражаясь, у находящегося на полном ходу поезда можно менять колеса. Действительно, приходилось решать слишком много задач организационного, технического, юридического и финансового характера одновременно. Из-за этого было принято решение в течение переходного периода вещание в городах временно остановить.

Переходный период продолжался три месяца, и в феврале 1997 года работа сети была возобновлена. За это время были найдены нужные партнеры, проведены консультации и переговоры, реорганизованы работавшие в городах рекламные службы. Техническая часть проекта тоже подверглась усовершенствованию: подача сигнала на спутник была переведена из Москвы в Петербург, у джингловой машины появились дополнительные сервисные функции - автокоррекция расписания, дистанционное управление и запись роликов с помощью Internet, возможность выпуска в эфир длинных программ (новостей). В это же время у радиостанции появилась страничка в глобальной сети Internet (http://www.modern.dux.ru), на которой было начато стереовещание программы «Модерн» в режиме RealAudio.

Сегодня уже можно сказать, что проект построения собственной сети у «Радио Модерн» удался - сеть работает, она вышла на окупаемость, и у компании есть хорошие шансы в ближайшем будущем увеличить свои доходы за счет роста региональных рекламных рынков. Сеть «Радио Модерн» - пока что единственная в своем роде, и основное достижение радиостанции в том, что она сама создавала ретрансляционные станции и выводила их на лидирующие позиции в городе. Компания уверена, что ее технология создания экономичной и быстро окупающейся сетевой радиостанции, проверенная в семи городах и давшая положительный результат, в самое ближайшее время получит широкое распространение по всей России.

«Радио Модерн», имея лицензии на радиовещание в некоторых городах России, продолжает строить собственные ретрансляционные станции. Не за горами и выход в эфир столицы - в ноябре начинается просчет FM-частоты в Москве для «Радио Модерн». Одновременно с этим компания расширяет сеть за счет франчайзинга, так как теперь она может предложить партнеру готовое решение целого комплекса задач, возникающих при создании и в процессе работы сетевой радиостанции. В рамках данного направления развития сети компания предлагает не просто право на прием и ретрансляцию своей программы, имеющей поклонников даже там, где вещание еще не ведется, а проверенную в нескольких городах России эффективную технологию по ее использованию. Она включает в себя и джингловую машину, которой можно управлять и «начинять» роликами через Internet, и консультации по всем техническим, коммерческим и правовым вопросам, которые могут возникнуть в процессе работы, и возможность приглашения ди-джеев для проведения разных шоу-программ под эгидой «Радио Модерн», позволяющую резко поднимать рейтинг популярности, и возможность изготовления рекламных роликов в Петербурге, что значительно повышает уровень сервиса местного отдела продаж.

В ближайших планах компании - «модернизация» всей страны.

Теле-Спутник - 10(24) Октябрь 1997 г. Октябрь 1997

Вся правда о модернизации "Радио "Модерн"

(свидетельство очевидца)

Можно долго и интересно рассуждать о том, был ли Змей первым рекламным агентом и уж не пала ли Ева первой жертвой рекламы яблок. Или: что было вначале - Радио или Слушатель? Однако схоластические споры - не мой конек. Поговорим о дне сегодняшнем, сегодняшней рекламе и сегодняшнем радио. Питерском радио, понятно.

Я выбрала «Радио «Модерн», FM-104, как самый яркий образец современного, динамично развивающегося радио.

Итак, «Радио «Модерн» в эфире!

Возможно, кого-то удивит, что «Радио «Модерн» справляет свой пятилетний юбилей (выглядит явно моложе). Все, кто 5 лет назад был так или иначе связан с радиобизнесом или просто обращал внимание на рождающийся тогда FM-диапазон, помнят этот стремительный взлет. Не прошло и года, а юная станция уж обошла всех (кроме Шумахера)! Везение? Может быть. Аргумент сегодняшних оппонентов: мол, тогда было легко, станций-то в диапазоне мало было - не проходит. Появлялись станции в эфире и сходили с дистанции, не добившись результата. Осмелюсь даже утверждать, что тогда было гораздо сложней - бизнес новый, незнакомый. Один неверный шаг, и ты на обочине, даже не понимая толком, в чем ошибся. «Радио «Модерн», по моему мнению, завоевало тогда всех «лица не общим выраженьем». Город изумился странноватому радио (не путать с дурковатым). «Модерн» злостно, напропалую нарушал европейско-американские законы строительства радио и, что интересно, побежало! «Особенности национального радио», да и только! Войдя же в рейтинг и осмотревшись окрест, молодое радио немедленно стало рекламироваться, и весьма агрессивно. Первое, что было сделано в этом направлении, - громадные светящиеся в ночи буквы «Радио «Модерн» у Аничкова моста! Пять лет они служат отличным ориентиром для заблудившихся пилотов и начинающих конкурентов. Этого показалось мало, и «Радио «Модерн» первым стало рекламировать себя через образы своих ведущих (кто понимает, тот оценит смелость этого know how). Ведущие мгновенно обрели невиданную ранее известность, а с ними и «Радио «Модерн». Уже давно «Модерн» стал и сетевым радио. Вещание ведется в 14 городах России. В планах - международное вещание (Финляндия). Из внешних же проектов мне особенно запомнилась акция «104 часа» - студия в витрине. Оригинально и весьма познавательно. В настоящем у «Модерна» же есть все или почти все для нормальной, стабильной работы - новая вещательная студия, опытная команда, популярные ведущие, высокий общий рейтинг и кризис в стране (чтоб служба медом не казалась, как говорит мой дедушка). В общем, живи и радуйся! Но не таковские, видать, там ребята работают, чтобы почивать на лварах. Лично я за последние кризисные месяцы собрала в своем архиве пять статей, отслуживших проникновенные панихиды по всем СМИ вообще и пару заупокойных заметок о коммерческих радиостанциях в частности. Собственно, это-то и заставило меня взяться за перо. У Сергея Николаева и Леонида Кукушкина (директоров «Радио «Модерн») я выведала новые планы. Все рассказать не имею права, это пока коммерческая тайна, но вот главное по пунктам.

- 11 декабря «Радио «Модерн» меняет формат. Что это значит? Зазвучит несколько иная музыка, рассчитанная на слушателей 25 - 35 лет. (Ранее «Радио «Модерн» ориентировалось на музыку, любимую более юной аудиторией.) Изменится не только музыка, но и стиль ведения (он будет соответствовать музыке), изменится оформление эфира и даже эмблема с логотипом!

- Появятся новые и изменятся существующие сегодня элементы эфира - специальные программы, шоу, новости.

- Рекламодателям будут предложены новые, еще более эффективные рекламные услуги.

- В целом радиостанция станет как бы старше, солиднее.

- 11 декабря, в клубе «2004» состоится музыкально-информационный банкет для журналистов и рекламодателей, посвященный изменению формата (я приглашена).

Все эти перемены затеяны не ради перемен. Проведена длительная работа и потрачены немалые деньги на исследования и разработку всех без исключения элементов Нового Звучания «Радио «Модерн».

Остается только назначить вам, дорогие слушатели, свидание у радиоприемников на моей любимой волне FM-104.

Селена АВДОТЬИНА, профессиональная радиослушательница 11 декабря 1998

"Радио Модерн" взрослеет

Руководство «Радио Модерн» объявило о смене формата вещания. Цель перемен - радиостанция рассчитывает привлечь большее количество взрослых слушателей. В качестве базовой аудитории выбрана наиболее активная и предпочтительная среди рекламодателей прослойка - от 25 до 35 лет. Чтобы привлечь их, в эфире «Модерна» появится большее количество музыки 80-х годов, а также изменится информационное вещание. В результате «Модерн» надеется увеличить свою ежедневную аудиторию до 700 тыс. человек (по данным последнего радиомониторинга исследовательской фирмы «Комкон-Питер», «Радио Модерн» имеет в Петербурге около 500 тыс. слушателей), а кроме того, значительно поднять рекламные продажи. «По нашему заказу было проведено маркетинговое исследование, в котором было опрошено 350 крупнейших рекламодателей. Выяснилось, что 70% из них ориентируется именно на аудиторию в 25-35 лет. Кроме того, по западным меркам, формат вещания нужно менять раз в 3-5 лет. За это время люди меняются и начинают искать что-то новое. Мы решили провести перемены до того, как слушатель устанет от нас и произойдет провал по аудитории», - объяснил председатель совета директоров «Радио Модерн» Сергей Николаев.

Грибанов Валерий, «Деловой Петербург» № 137 (520) от 18.12.1998 18 декабря 1998

"Радио Модерн" праздновало "пятерку"

Радио Модерн» бурно отметило собственное пятилетие в клубе-казино «Олимпия». Вечер отличал весьма разнообразный состав гостей. В числе почитателей-поздравителей оказались генеральный директор компании «Генри Винтерманс Санкт-Петербург» Даниил Вишневский, генеральный директор «ТДВ-Авто» Виктор Вайсберг, управляющий салоном Versace Никита Кондрушенко, руководитель отдела стратегического развития и маркетинга фирмы «Алеко» Илья Гамов и др. Большое культурологическое значение радиостанции для Северной столицы отныне признано на правительственном уровне: поздравление «Модерну» прислал губернатор Петербурга. Кроме того, в честь «Модерна» на «олимпийской» сцене пропели Pet Shop Boys, Селин Дион, Элтон Джон и прочие импортные «звезды». Все роли и вокальные партии исполнили ди-джеи «Модерна». Апофеозом действа стал дуэт председателя совета директоров «Радио Модерн» Сергея и генерального директора станции Леонида. Верховное руководство в связи с праздником также решило проявить свои музыкальные способности, трансформировавшись в группу Modern Talking. Правда, при этом они несколько отошли от правды жизни: председатель совета директоров исполнял функции Дитера Болена, а генеральный директор - Томаса Андерса, несмотря на то что цвет волосяного покрова вышеназванных персоналий подталкивал к прямо противоположному распределению сил.

Грозный Дмитрий, «Деловой Петербург» № 137 (520) 18 декабря 1998

Петербуржцы завоевывают местный рынок рекламы

В течение нескольких лет калининградский рынок радиорекламы прочно удерживали местные станции. Радио БАС, Балтик-Плюс, Радио Шок, Каскад безраздельно властвовали в радиоэфире области, практически не оставляя рекламодателям выбора.

Справедливости ради следует отметить, что в местный эфир никто особенно и не рвался. Радиостанция Ностальжи без объяснения причин тихо свернула свою деятельность, а другие столичные радиокомпании область не заинтересовала.

Однако некоторое время назад калининградцы обнаружили в местном эфире новую радиостанцию. Как оказалось, она из Петербурга.

Передачи Радио Модерн сразу завоевали популярность у калининградских слушателей. Удачный формат вещания, оригинальный музыкальный репертуар, насыщенность информационных программ - все это помогло петербургским журналистам завоевать широкую аудиторию. У рекламодателей также появился устойчивый интерес к новой радиостанции.

Почувствовали в Радио Модерн серьезного конкурента и местные радиокомпании. Как признался корреспонденту ЭВ владелец одной из них, он опасается, что новая радиостанция перетянет к себе многих серьезных рекламодателей. Впрочем, добавил он, профессионалы из Петербурга заставили калининградских коллег критически оценить свою деятельность, искать новые подходы в работе.

Экономика и Время No 32(269) 1999

Всероссийская малобюджетная спутниковая сеть "Радио Модерн"

Все большее распространение получают в России сетевые радиостанции, т.е. радиостанции с доставкой сигнала из вещающей студии по различным каналам в другие населенные пункты и ретрансляцией сигнала эфирными передатчиками. Свой оригинальный пятилетний опыт построения сети имеет петербургская станция «Радио Модерн». Сеть удается успешно развивать, несмотря на ограниченные возможности нестоличной радиостанции. К. Дрейден

Как выяснилось из разговора с К. Дрейденом (зам. ген. директора «Радио Модерн», начальник отдела сетевого вещания), на сегодня все сетевые радиостанции (99%) сосредоточены в Москве. Как, наверное, и все деньги нашей страны. К немосковским сетевым станциям можно отнести петербургские «Радио Модерн», «Канал Мелодия», предпринимало попытку создания сети петербургское «Радио Шансон». Денежная сумма, которую необходимо вложить в начальный этап проекта и на поддержание сети, достаточно велика, и можно привести примеры, когда весьма сильные московские сетевые станции теряли свои сети.

К. Дрейден описал общее состояние рынка российского радиовещания. Так, в Москве на сегодняшний день вещает порядка 40 FM и УКВ радиостанций. Однако среди них нет ни одной немосковской.

В Петербурге сегодня создался неплохой паритет сетевых и местных станций — где-то 50% на 50%. К. Дрейден считает это соотношение нормальным, а вообще в любом городе должны быть как минимум две местных станции, остальное можно заполнить сетевыми.

Во многих других российских городах наблюдается тенденция увеличения относительного числа сетевых московских радиостанций, как правило, за счет сокращения местного вещания. К. Дрейден не знает ни одной местной станции, появившейся за последние годы, в основном появляются такие, которые ретранслируют программы, или, наоборот, местные переходят на ретрансляцию программ. Так оказывается выгоднее.

Основная причина происходящего в следующем: в Москве находится большинство офисов общероссийских фирм, а московские сетевые станции зарабатывают деньги на глобальной рекламе этих фирм, которая идет по сети, и они прямо заинтересованы в охвате большой аудитории. Цена программы в городах мало волнует эти станции — программу нельзя отдавать бесплатно, но цену можно снизить до минимума. В результате хороших ценовых предложений от сетевых станций во многих городах фактически перестали существовать местные коммерческие станции, транслировать готовые программы удобнее и дешевле, при этом зачастую приемное спутниковое оборудование поставляется бесплатно. Но, несмотря на это, в некоторых городах выросли и работают очень сильные местные станции, которые не уступают своих позиций.

Политика московских сетевых станций часто состоит в сильном ограничении и жестких условиях для местного вещания. Это можно объяснить наличием в программах глобальной рекламы или недоверием к квалификации местных производителей программ.

Московские сетевые станции на местных рынках обладают значительными финансовыми ресурсами. Мы уже рассказывали об одном варианте использования преимущественного по сравнению с местными вещателями положения (см. Т/С, №4/2000, стр. 22): местный филиал московского вещателя благодаря финансовым вложениям держит низкие цены на местную рекламу, в результате местный рекламный рынок рушится, местные радиостанции разоряются, а рынок захватывается московской радиостанцией.

К. Дрейден обратил внимание на другой аспект проблемы, связанный с лицензированием вещания. С лета 1999 года бесконтрольный рост числа радиостанций был остановлен процессом конкурсного распределения лицензий. Было принято решение, абсолютно верное с точки зрения логики, с точки зрения министерства, государства и вещателей, выделять лицензии на вещание на конкурсной основе. Однако реализация решения вызывает много вопросов и возражений.

По идее при проведении конкурса должны существовать понятные для всех критерии. Здесь же устанавливаются очень высокие с точки зрения вещателей цены на лицензии. Какой бы хорошей не была новая региональная станция, она никогда не заплатит тех денег, которые заплатят москвичи. Поэтому лицензии скупаются московскими радиостанциями. Как говорит К. Дрейден, по результатам последних конкурсов можно увидеть, что ведется скупка лицензий на вещание такими фирмами, как ЗАО «Русское радио-Евразия» и ЗАО «М-ПУЛ+» (холдинг «Медиа-Мост»).

В эфире программа новостей

Высокие цены на лицензии до последнего времени устанавливались так: государственная структура — министерство нанимает коммерческую маркетингово-рекламную фирму, которая выдает заключение по состоянию радиорынка в данном городе, оценивая его по неизвестным критериям. Отсюда министерство выводит цену. Далее, если подано несколько заявок, в Москве принимается решение, и часто предпочтение отдается известной программе с большим рейтингом, которая уже работает в эфире, известным именам, а не новой местной радиостанции.

Вот сообщение из «Вестника телекоммуникаций» №33 от 23 августа 2000 года о заседании Коллегии Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций: «За шесть месяцев текущего года на конкурсы на право осуществления вещания в городах с населением свыше 200 тыс. человек было выставлено 107 телерадиовещательных каналов… В результате проведенных конкурсов общая сумма единовременных конкурсных взносов составила 128 млн 179 тыс. 670 рублей. На Коллегии было решено разработать до ноября текущего года методику определения стоимости телевизионных и радиоканалов… ». Таким образом, собрав за 6 месяцев почти $5 млн, чиновники наконец-то решили определить методику определения стоимости того, за что они берут деньги. Вряд ли такой подход способствует гармоничному развитию регионального вещания. Совершенно правильное решение о конкурсах приводит к монополизации и к сосредоточению вещательных ресурсов в руках крупных медиа-холдингов, у других вещателей просто нет шансов.

Обратимся теперь к технологиям создания сети «Радио Модерн». В настоящее время в России 19 эфирных передатчиков транслируют «Радио Модерн». Раздача цифрового сигнала пока ведется со спутника «Интелсат-604», покрывающего европейскую часть России. В сеть входят, например, Калининград, Сочи, Архангельск, города Ханты-Мансийского автономного округа. Вне зоны уверенного приема в Омске производится прием на антенну диаметром порядка 5 м. С 1 октября 2000 года вещание переводится на новый спутник «Экспресс-6А» 80°в.д., зона охвата «Радио Модерн» существенно расширяется. Уже сейчас есть города с временным сдвигом +4, +5, +6 часов, желающие организовать вещание. Если ночной эфир пойдет со сдвигом +6 часов, то в Сибири проснувшиеся утром люди слушать ночную программу не будут. Поэтому будет меняться и сетка вещания, и сами программы, будет более насыщенным информационное вещание, запускаются новые проекты. Ночной эфир станет более интересным, проект носит название «Ночь как день».

Подъем сигнала на новый спутник организуется с помощью телепорта «Парголово» ООО «Комин». Радиостанция столкнулась с проблемой доставки сигнала до телепорта. Сигнал можно доставить по радиорелейной линии, принадлежащей телефонным фирмам, где основной трафик — междугородные телефонные переговоры. Для передачи сигнала радиостанции потребовалась бы двойная перекодировка сигнала. Было решено осуществлять переприем сигнала из эфира, тем более что эфирный передатчик находится неподалеку, в Ольгино. На случай перебоев в доставке сигнала в Парголово устанавливается компьютер, при возникновении проблем он будет выдавать музыку в эфир по плей-листу.

«Радио Модерн» предлагает своим региональным партнерам использовать для приема сигнала цифровую аппаратуру фирмы Comstream. Оборудование это доступное и в то же время обеспечивающее профессиональное качество, с ним работают ведущие сетевые станции. Но, наверное, здесь сходство с другими сетевыми станциями заканчивается.

«Радио Модерн» вещает с цифровым потоком 128 кбит/с, что отличает его от сетевых лидеров («Европа Плюс» и «Русское Радио» вещают с цифровым потоком 256 кбит/с). Необходимости увеличивать скорость до 256 кбит/с нет, когда будет возможность, радиостанция перейдет на 192 кбит/с, этого вполне хватит для обычного слушателя. На радиостанции считают, что подражать лидерам во всем не следует, надо стремиться к оптимальным техническим и творческим решениям.

В отличие от Москвы в Петербурге практически нет глобальной рекламы. Поэтому основной заработок «Радио Модерн» от сети — продажа партнерам программного продукта. Отличаясь от московских станций отсутствием больших средств, «Радио Модерн» делает ставку на малобюджетное развитие и на поддержку местных партнеров.

Как сетевая станция «Радио Модерн» заинтересовано в своем собственном вещании в городах, но стремится к паритету собственного и местного вещания. В каждом городе свой менталитет, везде есть много местных новостей. Качественную круглосуточную музыкально-информационную, тем более информационную программу, сделать очень сложно, но 4 часа своего эфира можно и нужно делать. В отличие от московских станций «Радио Модерн» «нажимает» на партнеров, чтобы они делали свои программы.

Чтобы программа радиостанции на местах была интересной, с партнерами может быть согласовано практически любое время врезок собственных местных программ. Партнерам действительно хочется делать свои программы — информационные, музыкальные, по заявкам и др. На местах работают достаточно опытные люди, и они не будут портить собственное вещание, сделав плохую программу. Поэтому, взяв программу сетевой радиостанции за базовую, они хотят профессионально делать свои 2-4 часа. Для того чтобы программа на местах слушалась интереснее, радиостанция нашла с помощью министерства юридическую схему для тех случаев, когда лицензия на частоту принадлежит «Радио Модерн», тогда партнеры радиостанции могут получить сублицензию на свои 2 часа.

Радиостанция заинтересована, чтобы у партнеров было больше местной рекламы (в рамках лицензии), для которой несколько лет назад была разработана автоматизированная система врезки рекламы — джингловая машина Логинова (JML). Это современный компьютер, снабженный звуковой картой, оригинальной платой с микропроцессором и программным обеспечением. Джингловая машина позволяет запрограммировать расписание выдачи в эфир местных рекламных блоков и будет выдавать рекламные блоки в эфир в моменты появления в эфире радиостанции служебных сигналов, т.е. в полностью автоматическом режиме обеспечивает ретрансляцию сетевой программы с местными включениями. Тем самым существенно сокращаются расходы по организации вещания в конкретном городе.

Ранее «Радио Модерн» самостоятельно получало лицензии на частоты в городах и организовывало свои филиалы, однако более жизнеспособной оказалась другая схема — сотрудничество с местными партнерами, владеющими лицензиями на вещание или собирающимися их получить. Московские станции, покупая лицензии, навсегда привязывают к себе партнеров в регионах. «Радио Модерн» не имеет возможности покупать лицензии, но старается помогать, консультировать региональных партнеров, которые имеют лицензию или хотели бы ее приобрести, имеют для этого спонсоров и средства. Недавно партнеры радиостанции выиграли конкурс на FM частоту в Воронеже.

С партнерами отлажено взаимодействие по приобретению оборудования. Ставку на побочные заработки посредством продажи оборудования, большие «накрутки» на цены радиостанция не делает, партнеры получают консультацию по приобретению оборудования в соответствии с их финансовыми возможностями либо возможен заказ полного пакета приемного спутникового оборудования через радиостанцию. За передающее оборудование радиостанция отвечать не готова, поэтому рекомендует партнерам производителей, как импортных, так и отечественных. В качестве одной из услуг партнерам предлагается приобретение автоматизированной системы врезки рекламы, которая позволяет им на начальном этапе работать без ведущего в эфире и без покупки выпускающей студии, которая стоит дороже джингловой машины.

Радиостанция пришла к выводу, что будет дешевле оплатить предприятию связи передачу через спутник, чем приобретать собственную спутниковую передающую станцию, так как не надо тратить средства на обеспечение надежности вещания. По этой же причине местным партнерам рекомендуется не оказывать самим себе услугу эфирного вещания, а пользоваться услугами местных предприятий связи (как правило, это РТПЦ).

В плане общесетевого промоушна «Радио Модерн» проигрывает ведущим московским станциям. У радиостанции нет возможности вкладывать десятки тысяч долларов в глобальную промо-рекламу, промоушн на центральных телеканалах, в организацию огромных концертов с ведущими российскими и зарубежными звездами. С местными вещателями обсуждаются мероприятия локального малобюджетного плана, например, это приезды ди-джеев, которые собирают на площадях до десятков тысяч человек, и локальные розыгрыши призов.

Ведущий эфира Всеволод Андреев

Как быть местным вещателям в ситуации, когда они находятся в явно невыгодных по сравнению с московскими радиостанциями условиях? Ответ однозначный, считает К. Дрейден: в местном вещании, имея одну радиостанцию и занимаясь продажей рекламного времени на ней, можно очень быстро оказаться в прогаре, как бы хорошо радиостанция не была раскручена. Как показывает практика, сотрудничество с партнерами «Радио Модерн», общение с коллегами во многих городах, успешнее всего дела идут у холдингов. Объединение нескольких радиостанций либо нескольких СМИ — газета, радио, телеканал — может предложить своим рекламодателям целый комплекс услуг. Сейчас уменьшается экономическая эффективность и у радиостанций Москвы и Петербурга, считает К. Дрейден, поэтому ведущие станции делают вторые, третьи проекты. Еще вариант повышения экономической эффективности — другие виды деятельности. Если местный вещатель занимается еще и другими видами бизнеса, то расходы на рекламу у него равны нулю, так как он рекламирует самого себя. Очень неплохо с коммерческой точки зрения идут дела, если у вещателя одновременно есть клуб или другой рекламоемкий бизнес. Другой вариант повышения отдачи от радиостанции — взаимовыгодное сотрудничество.

«Радио Модерн» рекомендует партнерам брать на ретрансляцию еще одну программу, направленную на другую аудиторию (например, петербургскую радиостанцию «Канал Мелодия»), чтобы охватить как можно большее количество слушателей. У радиостанции есть ряд партнеров, которые успешно ретранслируют «Русское Радио» и «Радио Модерн».

Для чего радиостанции нужна малобюджетная сеть? Это открывает возможности осуществления многих интересных творческих проектов. Радиостанция — коллектив творческий, и поездки ведущих в города, конференции для партнеров из всех городов в Петербурге заставляют двигаться вперед и в техническом, и в творческом плане. Партнеры много подсказывают, предлагают свои варианты программ, обсуждают имеющиеся. Потенциальная аудитория в Санкт-Петербурге — около 5 млн человек, а если взять все города вещания «Радио Модерн», то получается около 15-

20 млн человек, т.е. в три раза больше. На радиостанцию идут письма, предложения, звонки — для творческой организации это очень важно. Безусловно, в проекте присутствует и коммерция, так как акционеры радиостанции все тщательно контролируют. Такие проекты не должны быть убыточными, но на сегодняшний день можно сказать, что сверхприбыли от таких проектов не будет, — считает К. Дрейден. Зато проект создает потенциальные возможности для будущего.

«Чем больше мы расширяемся, тем больше возможностей, как в байке про веник: один прутик сломать легко, пучок переломить невозможно». Появление новых технических средств, сотрудничество с предприятиями, оказывающими услуги связи, адресная работа с каждым партнером позволяют осуществить проект нерегионального масштаба без огромных денежных вложений.

Теле-Спутник - 10(60) Октябрь 2000 г. Октябрь 2000

Частично Радио Модерн Inc., 2008-2010 
 
радио.txt · Последние изменения: 05/03/2011 12:23 От admin
 
Recent changes RSS feed Driven by DokuWiki